Маржинальная прибыль и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия

Маржинальная прибыль промышленных предприятий имеет различные источники формирования, которые могут находиться как во внешней, так и во внутренней среде. Группировка маржинальной прибыли по объектам возникновения и различным признакам объекта позволяет изучить влияние

внешних и ряда внутренних факторов, воздействующих на формирование маржинальной прибыли [37, с. 22].

Так, группировка маржинальной прибыли по адресам покупателей позволяет установить наиболее доходный регион сбыта товара; группировка по торговым агентам, реализующим товар, позволяет установить агентов, формирующих наибольшую сумму маржинального дохода для предприятия и обосновать политику оплаты труда для стимулирования сбыта с помощью изменения формы оплаты труда торговых агентов.

В поиске резервов повышения экономической эффективности производства особую актуальность приобретает прогнозная оценка для оперативного принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и упущений.

Маржинальный анализ как один из многочисленных приемов в поиске резервов повышения экономической эффективности производства впервые появился за рубежом, в капиталистических странах, в которых товаропроизводители свою предпринимательскую деятельность строили исключительно в условиях рыночной экономики [20, с. 11].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в

1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее А.П. Зудилиным [34, с. 2].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный анализ проводят в следующих целях:

– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

– оценить предпринимательский риск;

– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].

Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины

- прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6