Назовите мотивы, которыми могут руководствоваться в своей деятельности преподаватели и проранжируйте их

Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив, или "сдвига мотива на цель". Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Например, начинающий учитель приступил к работе, отдавая ей все свои силы прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогического процесса со всеми его сложностями и в то же время привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, как правило, усложняется, отодвигается.

Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.

В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а, следовательно, и продуктивно. Во втором случае — тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но, в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).

Итак, перечислим мотивы, которыми могут руководствоваться в своей деятельности преподаватели:

- чувство профессионального и гражданского долга;

- ответственности за воспитание детей;

- честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь);

- увлеченность предметом;

- удовлетворение от общения с детьми;

- осознание высокой миссий учителя;

- любовь к детям;

- зарплата;

- продолжительный отпуск;

- возможность получения квартиры;

- получение льгот.

Задачи

Задача 1

Задание №1

Сгруппировать качества по следующим признакам:

- моральные качества;

- волевые качества;

- деловые качества;

- профессиональные качества;

- коммуникативные качества.

Моральные качества менеджера:

- принципиальность, честность;

- пунктуальность, точность;

- обязательность, верность слову.

Волевые качества менеджера:

- энергичность;

- выдержанность.

Деловые качества менеджера:

- знание и применение на практике принципов управления;

- умение стимулировать подчиненных;

- самокритичность;

- умение устанавливать деловые отношения с подчиненными, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;

- настойчивость в достижении целей;

- умение поддерживать инициативу, использовать все новое прогрессивное;

- умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями.

Профессиональные качества менеджера:

- умение взять на себя ответственность;

- умение работать с документацией;

- умение расставить кадры и организовать их взаимодействие;

- уровень знаний по профилю руководимого подразделения.

Коммуникативные качества менеджера:

- знание и применение на практике принципов управления;

- умение наладить контроль за деятельностью подчиненных;

- умение установить деловые отношения с вышестоящими руководителями.

Задание №2

Проранжировать качества, т.е. расположить их порядке убывания их значимости для профессии менеджера (на первое место поставить самое важное, по вашему мнению, качество менеджера, затем менее важное и т.д.)

Перейти на страницу: 1 2