Особенности инновационной политики на предприятиях

Инновации осуществляются в самых различных областях: производстве, науке, культуре, образовании; экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека. В первой части статьи приводятся доказательства обоснованности применения данного термина, во второй - авторы делятся личным опытом внедрения инноваций в управление рационализацией предприятия.

Хотя иностранный термин "инновация" появился в русском языке не так давно, он уже широко применяется во всех сферах человеческой деятельности. Это наглядно демонстрируют различные толковые словари. Так, в социологическом словаре "инновация" (от лат. "innovatio", англ. и нем. "innovation" - введение чего-либо нового) - это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина "инновация" (от фр. "innovation") - обновление, перемена. В современном экономическом словаре "инновации" - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. В психологическом словаре "инновацией" называется результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и общества и вместе с тем вызывают социальные и другие изменения. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. П. Друкер в работе "Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения" приводит следующее определение инновации: "инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса. Сущность инновации скорее концептуального характера, чем технического или научного". В проекте закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" и в Отраслевой целевой программе (ОЦП) "Инновация" дано фактически одно определение инновации (нововведению) как "конечному результату инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП - реализацию) в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)". Актуальность темы исследования обусловлена направленностью исследования на решение одной из важнейших экономических проблем - обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий на основе критического восприятия современных представлений об использовании новых организационных форм управления конкурентоспособностью на основе инноваций[1]. Проведение многомасштабной государственной политики перестройки экономики все более наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому для достижения поставленной цели производства объективно неизбежен выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования экономики предприятий.