Инновационная деятельность предприятия

Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Одной из важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.

При анализе инновационного потенциала предприятия необходимо учитывать сложность и специфику инновационного цикла предприятия.

Ключевым принципом формирования такой структуры является построение на предприятии целостной системы комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции.

Как системный объект такая структура должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в некую большую по отношению к ней систему (предприятие).

Указанная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное внутреннее строение.

Инновационные процессы реализуются в рамках соответствующим образом выбранной инновационной стратегии, которая является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей производственной деятельности предприятия. Для обеспечения ускоренного развития инновационного потенциала предприятий необходима соответствующая организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной деятельности предприятия. Она должна быть направлена на достижение конкретной цели, иметь требующиеся для этого механизмы, формироваться и действовать на основе определенных принципов. Конечной целью формирования структуры должно быть не просто создание конкретным хозяйствующим субъектом условий для более эффективного ведения им научно-технической и инновационной деятельности, а также преодоление спада производства предприятия, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест, развитие нового инновационного потенциала.

Таким образом, изучение проблемы развития инновационной деятельности на предприятиях показал, что для оценки общего состояния и уровня развития научно-технической и инновационной деятельности целесообразно использование интеграционного понятия – инновационный потенциал предприятия, который характеризуется количеством подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численностью научных работников, участвующих в таких разработках, объемом научно-технических работ, количеством конструкторских разработок и т.д. Во-вторых, для стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития инновационного потенциала целесообразно образование системы структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности предприятий и др. Предложенная система позволит определять внутренние возможности и преимущества инновационной деятельности, оценить потенциал развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности. Среди менеджмента российских предприятий еще не сложилось понимание важности этих процессов для обеспечения конкурентоспособности и повышения степени устойчивости предприятий на национальном и глобальном рынках.[2]

Перейти на страницу: 1 2 3