Совершенствование структуры управления

1. Структура управления должна обеспечивать оперативность в работе аппарата управления. Она должна быть на столько гибкой и простой, чтобы за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не успели произойти необратимые изменения, делающие ненужными его реализацию.

2. Оперативность управления должна сочетаться с надежностью функционирования. Это означает, что структура управления должна гарантировать достоверность передачи информации, препятствовать искажению управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойные связи в системе управления.

3. В любой структуре должны соблюдаться ограничения по нормам управляемости.

4. Необходимо создать благоприятные условия для быстрого внедрения достижений науки и передового опыта, четкой работы вспомогательных и обслуживающих подразделений, бесперебойного материально-технического снабжения и реализации продукции, высокого уровня экономической работы.

5. Структура управления должна обеспечивать его экономичность, то есть нужный эффект должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием в данном случае может служить отношение между затратой ресурсов и полезным результатом.

6. Нужно создать условия для подготовки руководителей и их профессионального роста.

Важнейшее значение при построении аппарата управления имеет правильное соотношение между централизацией и децентрализацией, линейным и функциональным персоналом. Чем выше уровень структуры, тем большую роль играют функциональные службы. Если при управлении бригадой они практически не нужны, то в масштабе предприятия роль функциональных (штабных) органов управления может быть весьма значительной. Ими осуществляется вся техническая подготовка и обоснование вариантов решения вопросов в сфере производства, реализации, финансов. Еще более возрастает роль функциональных органов (службы маркетинга, внешнеэкономических связей, материально-технического снабжения и др.) в региональных и отраслевых органах управления АПК.

Специализация оказывает двойственное влияние на процесс управления; по существу, это не что иное, как концентрация однородных работ. Чем она выше, тем шире возможности специализации функций управления. Наоборот, при недостаточном объеме работ по данной операции возникает проблема недогрузки работника, в связи, с чем ему приходится исполнять несколько, а подчас и множество функций. (14) Работу по совершенствованию структуры управления на предприятии обычно проводят в следующем порядке:

-анализируют факторы, влияющие на организационное устройство и структуру управления предприятием;

-определяют степень соответствия фактических размеров подразделений (бригад, ферм и др.) оптимальным для данной зоны;

-изучают сложившуюся организационную структуру и структуру управления, их соответствие друг другу, а также фактический уровень централизации и децентрализации в управлении производством;

-анализируют сложившиеся линейную и функциональную системы соподчинения;

-изучают характер межотраслевых связей, численность работников управления, ее соответствие нормам нагрузки и фактору управляемости;

-анализируют материалы хронографических наблюдений за работниками аппарата управления, степень их загруженности и характер выполняемых функций;

-изучают фактическое распределение должностных обязанностей, возможность совмещения должностей и профессий, объединения или разделения служб и т.п.;

-изучают возможности образования на предприятиях новых структурных подразделений и служб в связи с изменениями потребностей рынка;

-проектируют схемы организационного устройства предприятия и структуру управления;

Перейти на страницу: 1 2 3