Научная основа организации управления на российских предприятиях

Развитие менеджмента в России как науки и практики управления носит эволюционный характер.

Вклад школы научного управления в развитие научного менеджмента, используемый и в России, можно свести к следующему:

· использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

· отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения и обеспечения их обучения;

· использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

· разграничение исполнительского и управленческого труда.

Также в России использовались и используются основные рекомендации административной или классической школы управления:

· разработка административной теории;

· научный подход к принципам управления;

· описание функций управления;

· комплексный подход к управлению всей организацией.

В российской науке и практике управления применяются положения т.н. школы «человеческих отношений»:

· коллектив как особая социальная группа;

· межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего;

· прикладная мотивация;

· исследование поведения людей в организации;

· отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

И, наконец, в условиях России широко используются разработки школы управления или математической школы. Это:

· использование количественных измерений при принятии решений;

· использование информационных систем управления и вычислительной техники.

В качестве современных научных подходов к менеджменту можно выделить следующие:

· системный подход;

· ситуационный подход;

· процессный подход.

В современных условиях в России системный подход применяется как научная методология решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях неопределенности поведения системы и неполноты информации о ней.

Однако чтобы применить теорию систем к процессу управления, руководители должны знать характеристики внешней среды и основных элементов организации.

Определение характеристик внешней среды и внутренней среды и их влияния на деятельность организации является основным содержанием ситуационного подхода.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Так как на организацию влияет множество факторов внешней среды и внутренних факторов, то не может быть единого способа управления, одинаково эффективно применяемого во всех ситуациях. Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуацией является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

В современном российском менеджменте происходит интеграция новых подходов к управлению и в частности с использованием процессного подхода, сущность которого заключается в том, что управление рассматривается как сложное явление, как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты.

Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.

Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.

Поэтому выделяют различные модели менеджмента:

· американскую;

· японскую;

· западно-европейскую и др.

Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента, чему будут посвящены глава 2 и 3. В этой главе отметим портрет корпоративной культуры на российском предприятии, являющейся важным элементом модели менеджмента. Это:

· многонациональная культура;

· один язык;

· традиция верности;

Перейти на страницу: 1 2