Основы теорий управления

А.Файоль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива, корпоративный дух.[3]

Анализ перечисленных принципов показал, что их можно сгруппировать по признаку «принадлежность» к субъекту или объекту управления. К первой группе относят те, которые направлены на совершенствование производственных процессов как объектов управления. Ко второй группе относят те принципы, которые позволяют рационализировать систему управления.

Следовательно, классическая школа управления направлена на совершенствование таких сфер управления, как производство и кадры, и неявно использует товарную концепцию управления маркетингом.

Четвертый период развития менеджмента продолжался с 1940 по конец 1950-х годов. В это время наибольшее распространение получили два направления: исследование операций или наука управления, названная кибернетикой, и концепция социотехнической системы.

Кибернетика является учением об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машине. Основателем направления были американский ученый Н.Винер и английский ученый У.Эшби.

Концепция социотехнических систем была разработана английскими учеными Э.Тристом и К.Бэмфортом из Тэвистокского института человеческих отношений. Результаты их исследований позволили сделать заключение о взаимозависимости и взаимной обусловленности двух частей целостной системы – технической, представленной инструментами и оборудованием, и социальной, включающей людей, отношения между ними, институциональные установки.[4]

Пятый период продолжался с 1960 до конца 1970-х годов. В этот период учеными Дж.Вудвордом, Т.Бернсом, Дж.Сталкером, П.Лоуренсом, Дж.Лоршом был создан ситуационный менеджмент.

Шестой период начался приблизительно в 1980-м году и связан с опубликованием американскими учеными Т.Питерсом и Р.Уотерманом работы «В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний». В ней они обобщили опыт наиболее успешно функционирующих компаний и выделили восемь основных принципов совершенного менеджмента: приверженность к действию, близость к потребителю, автономия и предприимчивость, производительность, страстность и ориентация на ценности, принцип простой формы или небольшого штата, единство свободы и дисциплины.

Таким образом, каждая из школ принесла что-то свое в развитие современного управления.

Задание 1

Составить общую модель развития концепций теоретических школ в менеджменте.

РЕШЕНИЕ

Рассмотрев этапы развития менеджмента можно выделить следующие теоретические школы: школа научного менеджмента, школа бюрократического менеджмента, школа классического менеджмента, Гарвардская школа менеджмента. Можно представить эти школы в виде следующей модели (рис. 1).

Рисунок 1 – Модель развития концепций теоретических школ в менеджменте

В данной схеме школы представлены в соответствии с периодом становления менеджмента, в котором они возникли.

Задание 2

Составить схему отличительных особенностей и сходства российского менеджмента от американского, европейского и японского.

РЕШЕНИЕ

Составим схему отличительных особенностей и сходства российского менеджмента от американского, европейского и японского (табл. 1).

Таблица 1 – Отличительные особенности и сходства российского менеджмента от американского, европейского и японского

Различия

Сходства

Американский и российский менеджмент

В американском выделяются функции управления, распределяются полномочия и ответственности менеджеров, в российском из-за недоверия менеджеров высшего звена своим подчиненным не используется право делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего звена

Ориентация на конечный результат, индивидуализм а принятии решений, использование разнообразных средств и методов достижения поставленных целей

Европейский и российский менеджмент

В российском менеджменте осуществление функции контроля и регулирования процессом в целом – от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, западных частей к оборудованию, производства продукции и услуг до сбыта и товаропродвижения

Процесс принятия решений осуществляется дважды, демократизм общения с сотрудниками

Японский и российский менеджмент

Принятие решений в группах в японском менеджменте, индивидуальное принятие решений в российском менеджменте, а также дифференциация коллектива на отдельные личности с несовпадающими, разнонаправленными интересами, невозможность формирования команды управленцев-единомышленников, обладающих общей целью и интересами

Работа в группах, работающих на принципах самоуправления

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5