Задачи, функции и принципы логистики. Организация логистического управления

Логистика - наука о планировании, организации, травлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Выделяют два принципиальных направлении в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

1. Логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

2. Производственную логистику;

3. Сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику).

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению персонала и материалов во времени и пространстве, включая и их распределение. Логистика снабжения и логистика сбыта имеют своим предметом частично внутрипроизводственные потоки ресурсов, но в значительно большей степени - движение ресурсов и продуктов вне предприятий.

Логистическая система распределительной логистики создается как структура, формируемая партнерами в процессе конкурентного обмена, в целях предоставления товаров и услуг потребителям в нужные сроки с минимальными логистическими издержками.

Такие задачи как изучение потенциальной потребности выпускаемой продукции, планирование реализации, формирование портфеля заказов, упаковка, отправка, доставка продукции потребителю достаточно успешно решаются в рамках традиционной системы организации сбыта. Эти же функции в сочетании с многовариантным изучением оптимальных хозяйственных связей, выбором конкретной схемы распределения логистического потока, организацией региональных складских центров, т.е. проектированием материальных объектов логистической сети, является уже прерогативой распределительной логистики.

Задачи распределительной логистики формируются следующим образом:

изучение спроса на продукцию и услуги предприятия;

формирование портфеля заказов потребителей;

участие в ассортиментной загрузки производства заказами потребителей;

перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта;

выбор каналов товародвижения готовой продукции;

нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

разработка планов перевозки (отгрузка) готовой продукции и организация их выполнения;

организация работы собственной товаропроводящей сети;

разработка рекламных компаний и организация их проведения;

разработка и осуществление мероприятий по стимулированию сбыта;

заключение договоров поставки и с покупателями и их выполнением;

участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;

разработка сметы затрат по сбыту и контролю за ее соблюдением.

Территориальный принцип логистики наиболее эффективен для малых и средних предприятий с небольшими циклическими потоками широкой номенклатуры грузов, для которых экономически нецелесообразно применять дорогостоящие индивидуальные решения. В подобных предприятиях рационализация транспортных, экспедиционных, складских и загрузочно-разгрузочных работ достигается посредством высокоорганизованного сервиса. Такой сервис, в частности, осуществляют предприятия материально-технического обеспечения. Известно несколько форм снабжения потребителей: транзитная с участием перегрузочных складов и региональных баз.