Источники рисков в бизнесе

На первый взгляд, источников рисков в бизнесе - великое множество: от конкурентов и контролирующих органов - до погоды и ленивого слесаря. Но такой подход не помогает нам в управлении рисками.

Для лучшего понимания природы рисков необходимо ввести понятие фактора риска. Фактор риска - это еще не само рисковое событие, но то, что существенно повышает вероятность его наступления. Это пьяный водитель, который сел за руль, но еще не попал в ДТП. Это новый руководитель. Это практикант. Это новый продукт, новый поставщик или новый клиент.

Один фактор может быть источником множества рисков, поэтому усилия по управлению рисками следует направлять именно на факторы риска, выделяя главные.

Источниками наиболее значимых рисков в бизнесе являются:

процессы принятия решений;

начинания и преобразования (они же проекты);

внешняя среда.

Группа американских исследователей пришла к выводу, что люди принимают решения (как неотложные, так и вынашиваемые годами) не на основе аналитических инструментов, а большей частью бессознательно. Основа принятия решений - накопленный опыт. И эмоции, личные предпочтения и привязанности играют в процессе принятия решений далеко не последнюю роль. Решение рождается в голове быстро, мозг «подсовывает» его готовым, а потом «подтягивает» под него обоснование. Обычно этот механизм выручает нас, но опыт не всегда является хорошим учителем. Кто сказал, будто то, что срабатывало в прежних условиях, обеспечит правильный выбор в изменившейся среде?

Чем большее влияние на организацию могут иметь последствия какого-либо решения, тем больше внимания следует уделить его всесторонней проработке. Всесторонней - значит привлекая людей с разноплановым опытом, учитывая интересы различных групп, прорабатывая возможные сценарии. Важные решения не должны приниматься на основе чьих-то предубеждений.

Риск неотделим и от проектов. Том де Марко пишет: «Проект без риска - удел неудачников. Риски и выгода всегда ходят рука об руку».

Проекты «напичканы» рисками не только в силу изменчивости среды и принципиальной неповторимости содержания проекта, но еще и потому, что наши организации большей частью не предназначены для выполнения проектов. Исключение составляют проектно-ориентированные компании (разработчики ПО, кинокомпании, рекламные агентства), имеющие проектную структуру (под каждый проект формируется «ударная группа»). Напротив, банки, торговые сети, производственные предприятия чаще имеют функциональную структуру, неспособную обеспечить адекватное управление проектами.

Управлению проектными рисками посвящен большой раздел проектной методологии, достойный отдельного изучения руководителями ваших проектов и программ.

Таким образом, меры, призванные снизить риски предприятия, должны быть направлены на:

всестороннюю проработку важных решений;

управление начинаниями компании (управление проектами и программами);

контроль окружения бизнеса (под общей формулировкой понимается закрепление ответственности за контроль многочисленных факторов внешней среды за конкретными людьми).