Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия

В рамках стратегического менеджмента выработан ряд базовых стратегий, получивших широкую известность в теории и практике. Чаще всего их делят на следующие группы:

Стратегии интенсивного роста

Стратегии интеграционного развития

Стратегии диверсификации

Стратегии сокращения

Каждая из базовых стратегий в той или иной степени имеет инновационную составляющую или включает инновационные стратегии. Необходимость разработки инновационной стратегии возникает там и тогда, где и когда формируется комплекс изменений внешней среды, связанный:

С появлением на рынке базовых новшеств,

С конкретными изменениями техники и технологии в соответствии с коммерциализацией базовых новшеств,

С появлением на рынке новых конкурентов с высокой инновационной активностью,

С глобальными изменениями внешнеэкономической обстановки. [13]

В зависимости от особенностей внешней и внутренней среды предприятия инновационные стратегии могут быть рассмотрены по следующим направлениям.

Стратегия технологического лидера

(наступательная, пионерная) характеризуется постоянной разработкой технологических инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путем модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.

Стратегия следования за лидером

(оборонительная) включает инновационное развитие реакционного характера – реакция на изменение во внешней среде, в частности на инновации конкурентов. Она базируется на максимально быстрой абсорбции инноваций и расширении рыночной базы. Выгода стратегии в том, что предприятие может концентрироваться на продуктах (работах, услугах), уже получивших признание рынка.

Стратегия диверсификации

включает развитие комплексных инноваций в различных сферах: усовершенствование старой продукции, расширении кодификационного ряда, технологии, маркетинге, финансах, сбыте, орган6изационных структурах, переработки информации, социальной, экологической областях, использование новых принципов и методов формирования ценовой политики, изменение имиджа предприятия, создание новых целевых сегментов.

Стратегия имитации

базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Она предусматривает только опытно-конструкторские работы для освоения приобретаемых лизенций и ноу-хау. [9]