Методы оценки качества продукции

Оценка уровня качества необходима для планирования качества и установления цен, проводится приемочными комиссиями при оценке продукции.

Уровень качества устанавливается с помощью дифференциальных, комплексных и смешанных методов.

Дифференциальный метод – достаточно прост и состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого изделия с одноименными базовыми показателями [Приложение Б].

Комплексный метод – характеризуется несколькими свойствами. Он основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого изделия с комплексными базовыми показателями. Однако значимость этих свойств в составе качества не одинакова [16].

Смешанный метод оценки уровня качества сочетает дифференциальный и комплексный методы. Наиболее важные свойства оценивают дифференциальным методом, другие свойства объединяют в группы и оценивают комплексным методом. Смешанный метод применяют обычно при аттестации продукции.

Для сводной оценки уровня качества продукции (изделия) пользуются методикой В.А. Трапезникова [16]. При этом рассчитывают «коэффициент качества», равный произведению частных показателей качества (коэффициентов), характеризующих отклонение фактического значения каждого контролируемого параметра от значений, установленных стандартами или принятых за эталон. Сводный коэффициент находят по формуле (1.2):

, (1.2)

где Ксв – сводный коэффициент качества;

Кi – частные показатели качества;

П – знак произведения.

В свою очередь частные показатели определяется по формуле (1.3):

(1.3)

где К

i

– частный относительный показатель качества;

Кф – фактический уровень качества;

Кэ – уровень лучшего образца (эталона).

При комплексной оценке качества продукции может быть также использован средний взвешенный арифметический показатель, когда усредняемые исходные относительные показатели Кi сравнительно мало отличаются друг от друга:

(1.4)

где Ксв – сводный коэффициент качества;

Кi – частный относительный показатель качества;

Wi – коэффициенты весомости показателей (определяются экспертно).

Если величина сводного показателя качества будет больше единицы, то можно сделать вывод, что рассматриваемый образец продукции лучше по качеству базового образца.

В заключении данной главы выделим следующее:

На основании исторического анализа выявлена тенденция расширения предмета управления системы обеспечения качества продукции. В конце

XIX

века рост качества обеспечивался повышением контроля над производством, в середине 50-х годов

XX

века система обеспечения качества продукции включила в себя вопросы уже на этапе проектирования продукта и технологии их производства; в настоящий момент утверждаются идеи всеобщего управления качеством на всех этапах жизненного цикла изделия. Современная комплексная система управления качеством (КСУКП) реализует все функции управления.

Обеспечение соответствия качества продукции заявленным требованиям является подчиненной целью, не гарантирующей получение прибыли. Главным показателем деятельности КСУКП должен быть уровень рентабельности продукции. Следовательно, можно использовать следующее определение этого понятия: система управление качеством продукции – это совокупность организационных отношений предприятия и применяемых к ним принципов, методик и инструментов, используемых в течение всего жизненного цикла продукции для планирования потребительной стоимости продукции и обеспечения требуемого уровня качества процессов

Анализ качества продукции на заводе полистиролов ОАО «Нефтекамскнефтехим»

Перейти на страницу: 1 2 3 4