Контроллинг: основные понятия, цели и задачи

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно- хозяйственной и финансовой деятельности. Реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена на :

· Организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию);

· Специальные контрольные подразделения – управления внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля прерогатива самого экономического субъекта. В настоящее время некоторые экономические субъекты создают у себя подразделения контроллинга и назначают контроллеров. Основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как "управление управлением", т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить:

· Повышением нестабильности внешней среды, выдвигающим дополнительные требования к системе управления предприятием:

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций.

· Усложнением систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

· Информационным бумом при недостатке значимой информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

· Общекультурным стремлением к синтезу , интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет. Основная задача управленческого учета- предоставление существенной информации для принятия управленческих решений. Функции контролинга включают в себя управленческий учет и планирование, контроль, координацию и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает:

· Координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

· Информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;

· Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

· Обеспечение рациональности управленческого процесса.

Контроллинг в экономическом смысле – это наблюдение и управление.

Задача контроллинга – путем подготовки и предоставления необходимой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Таким образом, контроллинг – система управления достижением целей предприятия, т.е. управление будудущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

Служба контролинга стремиться так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей , чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем , так и в будущем.

Рис. 4. Схема осуществления контроллинга

Табл .2. Основные понятия, связанные с управлением персоналом и их применением в контроллинге персонала

Функциональные элементы

Дополнения к существующим понятиям и методам

Характеристики персонала

Создание базы данных:

Профессиограммы

Карты потенциала

Подбор персонала

Методики оценки трудового потенциала

Отбор персонала на основе сравнения

Планирование численности

Метод анализа предельных издержек на персонал и предельного дохода

Расстановка кадров

Минимизация нереализованных возможностей персонала

Аттестация

Разработка аттестационных таблиц на базе оценки способностей и вклада работника

Мониторинг

Оценка индивидуальных результатов

Рост реализованного трудового потенциала

Индивидуальная продуктивность (производительность)

Оплата труда

Как функция роста реализации трудового потенциала и индивидуальной производительности

Методы анализа источников оплаты труда и расчеты их величины

Максимизация индивидуального подхода

Планирование карьеры

На базе аттестации

Инвестиции в человеческий капитал

Методы оптимального управления инвестициями в человеческий капитал

Функциональные элементы

Дополнения к существующим понятиям и методам

Мотивация

Концепции мотивации, способствующие росту реализованного трудового потенциала и минимизация нереализованных возможностей персонала

Контроллинг

Анализ прибыли при различных вариантах кадровой политики

Перейти на страницу: 1 2