Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства
В единичном и мелкосерийном производствах при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, отделов и со складов.
Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.
Диспетчеризация транспортной работы заключается в составлении графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их выполнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяйства тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др.
Оперативное регулирование сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточными заданиями количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок.
Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.
В сводку технико-экономических показателей включаются:
• коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка);
• коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком);
• коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок);
• себестоимость 1 машино-часа, рассчитываемая по формуле
где 3 - заработная плата с начислениями обслуживающего персонала; А-амортизация оборудования; R - расходы на текущий ремонт оборудования; е - стоимость энергоресурсов (топлива); М-затраты материалов (смазочные, обтирочные и др.); пp - прочие расходы (связанные с уходом и надзором).
• себестоимость переработки 1 т груза, составляющая
где Q - масса груза, перевозимого за 1 ч, т;
• расход энергии (топлива) - нормы и отклонения;
• расход смазочных и обтирочных материалов - нормы и отклонения.