Маркетинговые исследования: сущность, роль, основные этапы и особенности проведения

Исследование рынка самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия.

Главной целевой установкой исследования продукта является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия (дизайн, цену, сервис и др.) он более всего ценит.

Доведение продукта до потребителя преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами исследования становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли).

Кроме того, в состав маркетинговых исследований входит исследование внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

При проведении маркетинговых исследований используют два вида информации: вторичную и первичную.

Главными источниками при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, являются внутренние и внешние источники. Внутренними источниками служат бюджетные отчеты, сообщения торгового персонала самой организации, данные маркетинговых исследований, обзоры рекламаций потребителей. Внешними источниками являются данные международных организаций, правительства, официальной статистики, периодической печати, научных исследований, проведенных специализированными маркетинговыми организациями, собранные различными другими организациями. Сюда же относится информация, полученная с выставок и ярмарок, конференций и совещаний.

Процедура маркетингового исследования состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов):

1. Разработка концепции исследования.

1.1 Определение целей.

1.2 Постановка проблемы.

1.3 Формирование рабочей гипотезы.

1.4 Определение системы показателей.

2. Получение и анализ эмпирических данных.

2.1 Разработка рабочего инструментария.

2.2 Процесс получения данных.

2.3 Обработка и анализ данных.

3. Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования.

3.1 Разработка выводов и рекомендаций.

3.2 Оформление результатов исследования.

Концепция маркетингового исследования представляет собой подробное определение содержания предмета исследования, общую постановку задачи в пределах данного исследовательского замысла, формирование рабочей гипотезы.

Результаты исследования могут быть представлены в виде краткого общедоступного изложения существа исследования либо полного научного отчета, в котором в систематической и наглядной форме излагается схема исследования, и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.