Сетевая экономическая структура

Цель таких систем - стремление производителя (по крайней мере, намерение) создать совместно с потребителем механизм формирования ценностей. Такой подход вызывает у средних потребителей "чувство причастности" к бизнесу, которое надежно вовлекает их в сферу корпоративного влияния, следовательно, компания может использовать их ресурсы для увеличения своего конкурентного потенциала. В таком контексте "клиенты" становятся объектом менеджмента и в то же время в определенной степени его субъектом. Кстати, именно о такой концепции говорят К. Прахалад и В. Рамасвами, ее также детально рассмотрела Н. Тарнавская.

Таким целям служат CRM-технологии (Customer Relationship Marketing/Management). CRM - нацеленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядро которой - "клиентоориентированный" подход. Стратегия основана на использовании управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах и использует ее для своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами. Создаются условия для участия, по крайней мере виртуального, потребителя в деятельности компании, его влияния на процесс организации производства и сервисного обслуживания продукта.

Международный опыт показывает, что сегодня прорыв на мировые рынки обеспечивается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных воспроизводственных и технологических систем. Его конкурентное ядро занимает отведенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. Выявление и поддержка развития таких межотраслевых образований (кластеров) в украинской экономике - очень важное и необходимое дело. Следует отметить, что теория и практика создания и развития кластерных экономических систем на сегодняшний день разработаны глубоко и всесторонне.

Выводы

В практическом плане в Украине также что-то делается, правда, без надлежащего, как это имеет место в мире, внимания государства. На региональном уровне разрабатывают "кластерные" программы, выискивают кластеры, защищают диссертации и др. Очень знакомая картина. Но забывают главное, что в кластер интегрируются предприятия и организации, имеющие общие или скоординированные цели, согласованный стратегический менеджмент и маркетинг. То есть воплощение кластерной концепции осуществляется только через новое качество менеджмента, его новые формы, а именно - межфирменного менеджмента и маркетинга, в основе которых находятся полноправные, взаимовыгодные отношения (коммуникации) между субъектами кластера. Это новая управленческая культура для нас, которую мы должны активно развивать.

Л. Евстигнеева и Р. Евстигнеев справедливо отмечают, что реальный ландшафт мировой экономики выглядит довольно ярко. Он включает и этническое, и технологическое, и финансовое, и информационное, и идеологическое поля. Но у них есть один обший признак - размывание национальных границ (рынка) и ведущая роль в этом процессе финансового капитала. Финансовый капитал, финансовые потоки, валютные рынки являются системообразующими в современной экономике, именно они - движущая сила экономической глобализации, связующее звено между всеми акторами мировой экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3